?

Log in

 
 
06 Ноябрь 2011 @ 14:54
Умерла Ольга Суворкина, гитаристка "Женской болезни"  
Последние годы Ольга чувствовала себя неважно, так как ее таланты и способности оказались не востребованы в этом мире: карьера не задалась, личная жизнь не сложилась, новая музыка не сочинялась, да если бы и сочинилась, то исполнять ее было бы негде. В итоге - смерть. И в этой смерти я обвиняю сегодняшнюю российскую действительность.
Похороны в понедельник. Прощание пройдет в полдень в морге Склифа.

Когда-то в газете "Дверь в рокенрол" я опубликовал небольшое интервью с Ольгой. Сегодня я с грустью вспоминаю тот разговор...

РОКЕНРОЛ КАК ПРОБЛЕМА ПОЛОВ
Женщина в рокенроле - явление довольно редкое. И потому, что издревле считалось, что рокенрол - не женское дело; и потому, что гитара довольно тяжела для женских плеч. ОЛЬГА СУВОРКИНА - одна из немногих представительниц прекрасного пола, что отдали душу за рокенрол.
Владимир МАРОЧКИН: "Очень хочется знать, почему тебя привлек рок, а не обычная, скажем, эстрада?"
Ольга СУВОРКИНА: "Я училась в одной школе с Толиком Крупновым и Костей Калачевым, генсеком пивной партии, надо же было кому-то ответить и за женщин. Ну, я и приняла огонь на себя и вошла в горящую избу. Музыкальную школу по "фоно" я к тому времени уже окончила, а гитару как бы хотелось. И первая моя гитара, которую я выклянчила у одной из подруг, была шиховская шестиструнная гитара. После двух недель моей игры у нее отлетел порог и с ней вообще ничего нельзя было больше сделать. В то время Крупнов уже вовсю занимался гитарой-бас, я же, как любитель, бренчала на трех аккордах песни "Машины Времени" и "Воскресенья" и к электрогитаре подошла поздно."
В.М.:"Но все же подошла!"
О.С.:"И сразу же это была "Женская Болезнь" - других названий даже не предусматривалось."
В.М.:"Скажи, а гитара не очень тяжела для женщины?"
О.С.:"Мне в свое время объяснили так (почему-то это был мужчина, а женщин-гитаристок я в то время не знала): представь себе, - сказал он, - что ты - беременна и у тебя впереди висит пять кг. Я не хотела этого представлять, а потому взяла в руки гитару."
В.М.:"Первый состав "Женской Болезни" у многих в памяти запечатлелся в образе Джанис - с ней группа получила первый успех на "Фестивале Надежд" в 1989 году."
О.С. Собрал и пнул нас на первый концерт буквально после трех репетиций Жан Сагадеев. Волновались мы изрядно, но Жан сказал, что драйв и запах хорошие. На басу у нас тогда играла его сестра Валя Сагадеева. На вторую репетицию Скляр привел к нам Хольгера, немецкого кинорежиссера, который включил "Болезнь" в свой фильм о русском роке: там мы пели "Перестройку". И до сих пор у меня остались хорошие отношения с первым составом, они всегда меня поддерживают в тяжелую минуту."
В.М.:"Потом был фестиваль в Свердловске "Металлопластика-2", где, как я помню, группа получила Приз Зрительских симпатий. Жюри скинулось и купило вам огромный букет роз... Ты любишь цветы?"
О.С.:"Я слабо надеюсь, что я все-таки женщина, поэтому люблю цветы, особенно те, что мне дарят от всей души, от всего сердца."
В.М.:"Однако тебе не всегда удавалось выдерживать чисто женский состав группы, как ты хотела изначально..."
О.С.:"Чисто женский состав приносит очень большие проблемы (замужество, беременность участниц и т.д.), поэтому иногда у нас появлялись и мужские особи, то на басу, то на барабанах. Но всегда это было вынужденным шагом: я, в конце концов, хотела играть! На Фестивале Надежд у нас на басу играл парень, он оделся в костюм Бабы Яги, однако не пытался выдать себя за женщину. У него были здоровенные кроссовки 45-го размера, которые он все время выставлял напоказ. После концерта мнения разделились, одни говорили: "Какую клевую басистку они взяли!" Другие:"Ну и страшная у них басистка!" Когда я спросила его, чего он вперед к публике не вышел, он ответил, что боялся, что его за юбку вниз стащат."
В.М.: "На рок-лабораторском фестивале "Что выросло - то выросло" на барабанах у вас играл, помню, Валера из группы "Кантор"..."
О.С.:"И сейчас у нас играет парень-гитарист. Но иногда я задумываюсь, с кем проще иметь дело: с женщинами и их женскими проблемами или с хорошими музыкантами-мужчинами и их женами, у которых такие же женские тараканы в голове. Я это к тому, что я не циклюсь, если у меня играет парень - значит, так надо. А потом я давно пришла к выводу, что женщинам в силу природы их организма недостижимы некоторые чисто рокерские фишки: свободная импровизация на гитаре, например: для женщины это невозможно. В этом, я думаю, и сказывается разница двух полов."
В.М.:"Тем не менее на западной сцене с успехом существуют чисто женские составы."
О.С.:"Мне никогда не нравились чисто женские группы, ни Bangles, ни Girl Scool. Мужского начала в них нет. В лучшем случае это будет хорошая копия чего-то уже сыгранного мужчинами. Даже имидж на сцене - и тот содран с мужиков. Ни одна женская рок-группа не держится как женщина. Поэтому я всегда ориентировалась на мужские группы. Безусловно, есть исключения, уникальные единицы типа Джэнис Джоплин, но все это - певицы в окружении мужчин."
В.М.:"Как влияет твое отношение к другим женщинам на темы "Женской Болезни", о любви ведь вы почти не поете?"
О.С.:"Женские проблемы - это не только любовь. Это иногда и наркотики, и ведьминские штучки, и, конечно, болезни, о которых на нашей сцене кроме нас никто не поет, но ведь все девушки знают об этом и имеют какое-то представление в связи с этим, и поэтому понимают наши песни с полуслова."
В.М.:"Коли ты ориентируешься на мужские составы, значит, можно говорить и о какой-то зависимости от мужчин?"
О.С.:"Напротив, мы сидим без спонсора, хотя и имеем из-за этого ряд проблем: у нас до сих пор не вышло ни Си-Ди, ни винила, ни даже профессиональной кассеты. Зато мы делаем то, что мы хотим, в частности, я никогда не могла определить, в каком стиле я играю. Однажды, например, я хотела играть трэш - и я его играла."
В.М.:"В этом проявляется, конечно, твое женское непостоянство?"
О.С.:"Я бы сказала: женская независимость."
В.М.:"А вот..."
О.С.:"Не замужем и не была..."
В.М.:"А что ты предпочитаешь: юбку или брюки?"
О.С.:"Иногда приходится надевать юбку."
В.М.:"А ты не пробовала появиться на сцене на шпильках?"
О.С.:"При грузе-то в пять килограмм, что висит впереди меня? Нет! Опрокидывающий момент может сработать. Знаешь о таком?"
В.М.:"А ты помнишь, у Роберта Палмера был шикарный клип, где его сопровождала женская группа, вся в черном и на шпильках?"
О.С.:"Боюсь, что гитары у них были из пенопласта."
В.М.:"Как известно, существуют женская живопись, женская поэзия, женский роман, которые я - честно говоря - воспринимаю с большим трудом, а бывает ли женский рок?"
О.С.:"По-моему, женской музыки как таковой нет. Женская рок-музыка - это либо слепое подражание каким-то мужским группам, либо это сопли и слезы, которые будет слушать только совершено неискушенный в рок-музыке человек."
В.М.:"Но есть музыка, предназначенная в основном для женского уха..."
О.С.:"Если ты имеешь в виду Гари Мура, то он интересен мне как гитарист, я просто обрадовалась тому, как он играет на гитаре, насколько он единое целое с гитарой. И "Дайр Стрейтс" - то же самое. Но мне совершенно не интересен Мальмстин, пока он играет классику, потому что ее лучше слушать такой, как она есть, то есть в классическом варианте. А подобная техника, как правило, достигается тупым высиживанием: масса часов за инструментом, но внутри - ничего."
В.М.:"То есть, ты хочешь сказать, что для женщины высокая техника не важна?"
О.С.:"Даже если женщина и достигает более-менее высокого уровня владения инструментом, вполне возможно, что ей самой нечего при этом сказать."
В.М.:"Что же в таком случае для женщины в музыке является главенствующим?"
О.С.:"Безусловно, чувства."
В.М.:"Но тогда вполне можно сказать, что авангард, равно как и любой другой радикализм, не для женщин?"
О.С.:"Ну, в принципе, да. Есть, конечно, исключения из правил, но об этом как о всеобщем движении говорить нельзя, как в музыке, так и в политике."
В.М.:"Как ты относишься к феминисткам?"
О.С.:"Я, конечно, не феминистка, нет. Но пусть мужчины хоть что-то делают! Пусть они хотя бы руководят, если другого не могут!"
В.М.:"Ты не хотела бы, чтобы вернулся матриархат?"
О.С.:"Нет. Просто я верю в мужчин, хотя многие из них сейчас представляют собой нечто женоподобное в плане характера и своих действий. Но очень бы хотелось, чтобы эти привнесенные извне качества исчезли - этого хочется всем женщинам."
В.М.:"Кто ты, кстати, по знаку Зодиака?"
О.С.:"Я - Дева, мудрая и рациональная. А по тибетскому гороскопу я - Змея, и мне лучше всего со Львами, Львов я люблю, Львы, которые меня окружают, все хорошие."
В.М.:"Слышал я, что ты только что, как говорится, вечерней лошадью из Египта. Нефертити вдохновила тебя на новые подвиги?"
О.С.:"Вдохновил меня фараон - ведь я же не лесбиянка!"
 
 
 
Алексей Викторович Суляев aka Liolioshik on Ноябрь, 6, 2011 11:42 (UTC)
Очень жалко...
Хорошая девчёнка была. Правда я знал её немного раньше "Женской болезни", она как раз при мне попала в компанию с Пауком-Троицким.
Потом мы только иногда созванивались ни о чём...
Андрей Игнатьевrencus on Ноябрь, 6, 2011 11:47 (UTC)
до сих пор хорошо помню, как мы скидывались на этот букет в тогда ещё Свердловске...из тех, кто в этом участвовал, многих уже нет
Владимир Марочкинmarochkin on Ноябрь, 6, 2011 11:58 (UTC)
Название "Женская болезнь" очень негативно сказалось на судьбе многих участниц группы:(
Андрей Игнатьевrencus on Ноябрь, 6, 2011 12:00 (UTC)
в жюри был Илья Кормильцев, его уже нет, нет Жана Сагадеева, да много кого...
(Анонимно) on Ноябрь, 8, 2011 18:33 (UTC)
Умерла Ольга Суворкина, гитаристка "Женской болезни"
Володя привет. Если помнишь - я Юра Мошечков " Клиника".
Только сегодня узнал. Не простился. Очень, очень горько. ПлАчу.
Пусть будет земля Оленьке пухом.
(Анонимно) on Ноябрь, 19, 2011 06:52 (UTC)
Ольга.
Была участницей группы. Недолго. Скорблю.