Владимир Марочкин (marochkin) wrote,
Владимир Марочкин
marochkin

Category:

по страницам "Книжного обозрения"

…Или смерть русского рока

Размышления над книгой Бориса Гребенщикова "Аэростат. Книга четвертая: Кто Все Эти Люди?"

Первая мысль, которая приходит в голову, когда открываешь очередную воздухоплавательную книгу Бориса Гребенщикова, такова: почему в списке мировых звезд рока отсутствуют российские музыканты? Ведь мы – Великая страна, победившая фашизм и запустившая первого человека в Космос! Неужели мы оказались не в состоянии справиться с модными ритмами? Не верю.
Но по порядку…

Не прав тот, кто утверждает, что русский рок появился в 80-х. Нет, родина русского рока – 60-е. Как только наши первые исполнители рока и биг-бита запели по-русски, тут же дала знать о себе Память крови, и национальные мелодические ходы проникли в новую музыку. Самые продвинутые рокеры двинулись по дороге экспериментов с фольклорным звучанием и попытались соединить рок с традиционным русским народным мелосом и классической русской поэзией.

Отличительная особенность 60-х состояла в том, что рок существовал у нас как бы в двух ипостасях: официальные исполнители и любительские группы двигались в едином потоке, дополняя друг друга. И те, и другие создавали вполне конкурентно способную продукцию, о чем говорит, например, тот факт, что в 2008 году «Вокализ» композитора А.Островского в исполнении Эдуарда Хиля неожиданно обрел мировую популярность, а сам певец получил множество предложений на гастроли. Вполне вероятно, что и в 1967 году, а именно тогда была сочинена эта композиция, она могла стать мировым хитом. Тогда русский рок мог стать одним из лидеров мировой музыки. И если бы рокеры из России покорили бы западные хит-парады, то геополитическая ситуация в мире стала бы совсем иной.

Неправильно также говорить, что мы не смогли создать свой собственный стиль рок-музыки. Такой стиль есть – это уникальный саунд советских вокально-инструментальных ансамблей, ставший доминантой 70-х. Его отец – биг-бит. А мать - традиционная мелодика русской народной песни. В дальнейшем этот стиль взрослел, мужал и видоизменялся, вбирая в себя ритмы джаз-рока, хард-рока и диско. Но одно его качество оставалось во все времена неизменным: российские национальные интонации.

Это действительно был уникальный стиль, что подтверждает, например, успех ВИА «Песняры» в Америке. В ходе турне 1976 года наши музыканты получили приглашение выступить на Рождественских концертах в Лас-Вегасе. В тех же концертах должны были участвовать Фрэнк Синатра, Пол Маккартни и другие западные суперзвезды. Более престижного выступления представить было невозможно, но из Москвы пришел категорический отказ. Следующая поездка «Песняров» в Америку, предпринятая в сентябре 1977 года, была остановлена чиновниками Минкультуры в самый разгар аншлаговых концертов в Лос-Анжелесе. Не смотря на миллионные убытки, наши музыканты были в спешном порядке «эвакуированы» в Москву.

Все это навевает некоторые подозрения. Казалось бы, любые успехи нашей музыки за рубежом должны были подниматься на щит Кремлевской пропаганды, идеологи всех уровней должны были кричать о том, что и в рок-н-ролле коммунистическая идея круче всех «элвисов» и «битлов». Кроме того, исходя из идеологических соображений, нащупав трещинку в обороне «врага», нужно было подтаскивать сюда средства для нанесения более мощного удара, выделять нефтедоллары, подключать агентуру спецслужб, снаряжать умелых продюсеров. Но ничего этого не произошло. Почему?

Ответ обычно бывает прост: наши руководители ни фига не понимали ни в музыке, ни в политической стратегии. С этим утверждением нельзя не согласиться, но на самом деле, как мне представляется, все было гораздо сложнее. Недаром ходят неясные слухи о том, что кто-то из высокопоставленных советских чиновников получил взятку за то, чтобы наших рок-музыкантов не выпуска в капиталистические страны, дабы те не мешались под ногами у западного шоу-бизнеса.

Фактически получилось так, что пресловутый «железный занавес» не столько отгораживал нас от иностранной информации, сколько не допускал наших артистов до западного слушателя. Это все очень понятно, ведь шоу-бизнес по прибыльности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками, и с нами делиться прибылью никто просто так не собирался.

В середине 70-х в нашем обществе начались странные разговоры о том, что отечественная рок-музыка является вторичной по отношению к западной. Но так говорить – себя не уважать. Поэтому логично предположить, что подобные разговоры вели не глупцы, а самые настоящие агенты влияния. Для чего это делалось? Для того, чтобы создать в людях ложное чувство собственной неполноценности.

В конце 70-х, когда стиль ВИА стал массовой музыкой, из состава вокально-инструментальных ансамблей выделились люди, которые начали создавать рок-составы. Так на свет появились ансамбли «Круиз», «Аракс», «Круг», «Карнавал», «Рок-ателье» и другие. Это был настоящий русский рок, очень профессионально исполненный. Из сегодняшнего дня видно, что многие из этих групп шли на острие современной музыкальной мысли и при определенных счастливых условиях могли стать хит-мейкерами на мировой рок-сцене. Однако им не дали пробиться на мировой Олимп: в 1984 году Минкульт устроил настоящую охоту на профессиональные рок-составы, в итоге все они были уничтожены, причем некоторые музыканты оказались не просто лишены возможности заниматься любимым делом, но и испытали на себе все «прелести» содержания в тюремной камере.

В середине 80-х от русского рока остался только андеграунд, лидером которого стал Борис Гребенщиков, парень талантливый, но не мастеровитый (что он, к сожалению, и доказал, когда в конце 80-х в Америке провалился его проект «Radio Silense»). Кроме того, многие из музыкантов андеграунда были воспитаны в мыслях о собственной вторичности и неполноценности. Об этом сообщает сам Гребенщиков в «Правдивой биографии «Аквариума». Это был явный откат с завоеванных позиций. Именно этот откат и привел к поражению нашей страны в операции «Перестройка».
Но неужели все так мрачно?

В конце 80-х годов несколько советских хэви-металлических групп - «Мастер», «Круиз», «Шах» - достаточно успешно представляли страну на западной рок-сцене, выпуская пластинки и собирая аншлаги на концертах. В 90-х уже фолк-роковые исполнители Инна Желанная и Альберт Кувезин привлекают пристальное внимание зарубежной публике. Однако на Родине их успехи старались не замечать.

Почему? Да все очень просто: охота на русский рок продолжается…
Tags: по страницам "Книжного обозрения"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments