?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 Май 2007 @ 20:55
Из книжного магазина воротясь...  
Излишне синкопированная история русского рока

Антон «Ботаник» Чернин. Другая история. 16 культовых альбомов русского рока. С-Пб: Амфора. ТИД Амфора. 2007. 572 стр. с илл.
Хотя в последнее время в прессе усиленно муссируются слухи о том, что рок-н-ролл все-таки скорее мертв, чем жив, многие люди продолжают активно интересоваться историей музыки, которая изменила наш мир. Вот и молодой человек Антон Чернин по прозвищу «Ботаник», ди-джей «Нашего радио», выпускает уже вторую книгу, посвященную культовым альбомам русского рока. Она называется «Другая история», и сразу, разумеется, возникает вопрос: антитезой чему (или кому) является эта книга? Может быть, аналогичному труду А.Кушнира? Надо сказать, что в плане информации работа Антона Чернина намного более точна, выверена и незаидеологизирована, нежели кушнировские «Сто магнитоальбомов советского рока». И начинается книга правильно, с альбома группы «Воскресенье» 1979 года – именно с этой записи и пошла вся наша уникальная магнитофонная культура. Впрочем, самый первый магнитофонный альбом записала столичная группа «Оловянные Солдатики» в 1972 году. Но первый магнитоальбом, который растиражировали наши «подпольные» студии звукозаписи, был именно этот, «воскресенский».
Известный «подпольный писатель» Александр Агеев, лично растиражировавший не одну тысячу копий этого альбома, однажды вспоминал: «В августе 1979 года в учебной студии ГИТИСа группа «Воскресенье» записала свой альбом, в который вошли песни Романова «Кто виноват?», «Я привык бродить один...», «Совсем пропащий», «Так бывает…», а также несколько песен Константина Никольского, которые исполнял Андрей Сапунов. Катушку с записью унес Арутюнов, звукооператор группы, и... потерял ее. Или забыл у какой-то подружки. Но именно из-за этого случая запись популярной группы моментально появилась в студиях звукозаписи. А вот Макаревич свою запись почему-то зажал, и в результате альбом «Машины Времени», записанный чуть ли не в один день с «Воскресеньем», появился позже. И если до этого случая в студиях звукозаписи тиражировался исключительно иностранный рок-н-ролл, то с «Воскресенья» пошел и советский рок...»

Константин Никольский с легендарной пластинкой, на которой записан легендарный альбом. Фото И.Флиса

Любопытно, что в том же 1979 году в Ленинграде звукорежиссер Андрей Тропилло создал студию «Антроп», оснащенную списанной с фирмы «Мелодия» аппаратурой. В дальнейшем на этой студии будут записаны многие ставшие легендарными альбомы «Аквариума», «Зоопарка», «Кино», «Алисы» и других питерских команд.
Но всех, кто берет в руки книгу Чернина, интересует вопрос: почему здесь рассказывается о 16-ти альбомах? Почему, например, не о 12-ти или не о 24-х?

У А.Кушнира цифра более веская: 100 магнитоальбомов русского рока! Эта цифра ласкает слух и тешит самолюбие. А тут почему-то лишь 16? Кто и по каким критериям отбирал эти альбомы – неясно.
Кроме того, вряд ли, например, имеют право называться «культовыми» альбом «Сибирская любовь» группы «Ногу свело» или «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус». Да, выходили эти пластинки в свет, худо-бедно продавались, десятка два девочек-фанаток готовы были жизнь свою за них отдать, и все же реалий нашего мира песни с этих альбомов никак не изменили.
Разгадка этой тайны кроется в том, что книга «Другая история» была создана по материалам программы «Летопись», которая выходила на «Нашем Радио» в 2003 – 2005 годах. Делая программу, автор брал какой-либо классический альбом русского рока, приглашал в студию музыкантов и подробно опрашивал их, выясняя обстоятельства появления альбома на свет. Видимо, на содержание книги как раз и повлиял тот случайный фактор, что кого-то из рокеров удалось залучить на эфир, а кого-то – нет.
Фактически «Другая история» представляет собой просто бумажный вариант этой программы. Интервью с известными людьми расшифрованы и, как они есть, без прикрас, уложены в книжную обложку. С одной стороны так делается реальная мифология радио.
Но с другой стороны, вместе с неотредактированной (как бы «свободной и неподцензурной») расшифровкой в книгу попали все «меканья» и «беканья», столь характерные для разговорной речи. В «живом» радиоэфире они способствуют рождению эффекта непосредственного общения, но когда они переполняют собой книгу, то создается впечатление, что наши рок-музыканты – это очень косноязычные люди. Но так как я лично знаком с очень многими рокерами, а с иными давно и нежно дружу, то могу и должен сказать, что они не более косноязычны, чем мы с вами, дорогие читатели.
Тогда возникает законный вопрос: неужели нельзя было все неправильности живой разговорной речи как-то подретушировать? Зачем небрежной редакторской работой обижать хороших людей?
Кстати, такая же проблема присутствует и в книжке А.Троицкого «Я введу вас в мир поп…», которая представляет собой просто неотредактированные (и оттого весьма косноязычные) лекции, некогда прочитанные известным муз.критиком на журфаке МГУ.
В мире издревле существует традиция издавать лекции популярных авторов, ученых-новаторов, мудрых преподавателей. Классикой этого жанра являются лекции Л.Бернстайна или Т.Адорно. Важно отметить, что все они хорошо отредактированы самими авторами, поскольку им было важно точно передать высказанную однажды на лекциях мысль.
Язык требует бережного отношения. Но если у Троицкого неотредактированность выглядит как прикол, как издевка над читателями, всерьез воспринявшими его слова про «мир поп», то этот же прием у Чернина пахнет элементарным непрофессионализмом.
В этом косноязычии тонут и все «подводки» (выражаясь «радийным» языком), то есть комментарии автора, в большинстве очень точные и содержательные. Хотя…
Не скрою, меня возмутила такая фраза Антона Чернина: «Образ Гарика (Сукачева – Прим. В.М.) по тем временам был шокирующим. На сцене он представлял собой взбесившегося жлоба, этакого ожившего Шарикова из «Собачьего сердца». Но при этом чертовски обаятельного…»
Эти слова про «взбесившегося жлоба», а точнее – «взбесившегося мещанина», принадлежат Славе Задерию, басисту группы «Алиса». Он их произнес 8 июня 1986 года за кулисами фестиваля в ДК МИИТ, и с тех пор эта фраза попылила по белу свету. Да, 1986 год для Задерия был очень сложным, он то уходил из «Алисы», то снова возвращался, и опять уходил, и опять возвращался. Возможно, из-за всех этих коллизий он был зол на весь мир, на Кинчева, который фактически отобрал у него команду, кстати, названную по Задериевской кликухе. Наверное, из этой обиды и выскочила, как чертик из табакерки, эта резкая и до ужаса неверная формулировка. И ведь наверняка сам Антон Чернин к этой фразе относится с большим подозрением, поскольку Гарик Сукачев в Москве середины 80-х был настоящим культовым героем, которого как раз и отличал вкус к музыкальному и сценическому изяществу, кстати, по мнению москвичей, начисто отсутствовавшему у новых питерских рок-героев. Однако эта обидная и несправедливая фраза все-таки пролезла в книжку.

Слава Задерий на Ленинградском вокзале столицы.

Впрочем, мне не единожды приходилось объяснять своим и чужим детям, решившим познать мир, слушая «Наше радио», что все было не так, что у авторов этой радиостанции несколько превратное представление о реалиях 80-х.
Но Антон Чернин и его товарищи в этом не виноваты. Просто история русского рока, как она представлена в воспоминаниях участников и свидетелей, является отражением борьбы нескольких идейно непримиримых группировок, существовавших в нашем рок-сообществе в 80-х годах. Молодые авторы, не имеющие представления об истоках этой борьбы, часто удивляются, почему за один и тот же поступок одного и того же музыканта порой то возносят до небес, то смешивают с грязью.
Но можно ли хоть кому-нибудь верить, когда речь идет об истории русского рока?
Нет, никому нельзя.
Даже мне.

Полностью статья опубликована в газете "Книжное Обозрение")
 
 
 
Роман Шебалин: Post Scriptum: концертroman_shebalin on Май, 15, 2007 17:15 (UTC)

я думаю, что - ВСЕМ надо верить: каждой ноте, каждой букве...
ведь - в роке - даже, пардон, фальш и "петухи" - имеют порой весьма серьёзную ценность...
а с другой стороны - всё это и было, и есть, и будет - совершенно не-серьёзно. и слава богу! ;)
Владимир Марочкинmarochkin on Май, 15, 2007 18:48 (UTC)
Спасибо, Роман! Теперь я спокоен!
condor05condor05 on Май, 15, 2007 19:51 (UTC)
Владимир, а можно ли "огласить весь список, пожалуйста"? Просто любопытство разбирает, успел ли я в своей жизни приобщиться к 16 самым культовым альбомам русского рока? :) Просто дайте краткий перечень - 1, 2, 3, ... 16.
Владимир Марочкинmarochkin on Май, 16, 2007 17:41 (UTC)
1. Воскресенье-79
2. Ария "С кем ты?"
3. Браво "Стиляга из Москвы"
4. Бригада С "Я обожаю Jazz"
5. Ва-банкъ "На кухне"
6. Крематорий "Кома"
7. Алиса "БлокАда"
8. Калинов Мост "Выворотень"
9. Ногу Свело "Сибирская любовь"
10. Аукцыон" Птица"
11. TeqillaJazzz "Целлулоид"
12. Чайф "Шекогали"
13. Наутилус "Титаник"
14. Пикник "Иероглиф"
...фу... рука устала...
Антон Чернинablackey on Май, 16, 2007 16:38 (UTC)
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо Вам за этот материал.
"Другая история" - это из-за присказки в конце программ: "Но это была уже совсем другая история..."
Насчет недочистки фрагментов интервью - это было из-за недосогласованности работы с издательством. Мне прислали верстку на вычитку, я ее вычистилЮ, но мы из-за общей замотанности не поняли друг друга по срокам :-) В переиздании все будет как следует.
Про Гарика - Задерий тут ни при чем. Просто я попытался восстановить свое детское впечатление :-)
Насчет выбора альбомов - тут у каждого свое мнение :-) Но я действительно считаю и "Ногу", и "Нау" классикой. Дело и в том, что очень многое - от "Машины" до Земфиры - вошло в первую книгу, здесь не надо было повторяться :-)
И вообще - если прикапываться к мелочам, то Никольский на Вашей фотографии изображен с обложкой ДРУГОГО легендарного альбома :-)))))))
В лбом случае - спасибо Вам за отзыв!
С уважением,
Антон "Ботаник" Чернин
Владимир Марочкинmarochkin on Май, 16, 2007 17:49 (UTC)
На самом деле искренне желаю успеха!
И хочу сказать, что мне очень понравился фотоальбом "Нашествие-2006".
Кстати, у того альбома, что держит в руках Костя Никольский, тоже забавная история...
С уважением, Владимир Марочкин
Антон Чернинablackey on Май, 17, 2007 07:13 (UTC)
Знаю-знаю :-)
Жаль, что в свое время не смог вытащить Константина на интервью - хотелось и по этому альбому программу сделать :-)
Со своей стороны, могу сказать, что "Поколение независимых" проглотил за ночь. Хотя видел почти все на specialradio. Спасибо Вам,как и всем другим авторам! :-)
Владимир Марочкинmarochkin on Май, 17, 2007 11:47 (UTC)
Еще больше, чем Костя, про этот альбом мог бы рассказать Саша Ларин. Но его уже нет с нами. Впрочем, Игорь Тонких тоже, наверное, смог бы вспомнить, как они выпускали эту пластинку...
Антон Чернинablackey on Май, 17, 2007 13:32 (UTC)
Буду в "Икре" - спрошу :-)